Как фотографировать людей: психология + фотография.

 << назад
Нет коментариев
Замечали ли вы, что на некоторых фотографиях Ваш взгляд останавливается, а некоторые вы просто пролистываете дальше? Что особенно в тех фотографиях, на которые хочется смотреть и смотреть? Может быть это яркая модель, одежда, красивая прическа, интересная локация или эффекты?

Нет, я не думаю, что все это имеет ключевое значение. Это скорее инструменты с помощью которых мы достигаем одной из целей фотографии – вызвать эмоции у смотрящего. Вторая важная цель – раскрыть характер человека на фото, показать его настроение.

Задачи фотографа.


Главная задача фотографа, снимая портрет — это быть эмпатичным и хотеть понять человека (кстати, звучит как задача психотерапевта.:) ), раскрыть его, ну и между делом нажимать на кнопку камеры smile . Если помните, в фильме «Легенда о пианисте», главный герой пользовался именно эмпатией, когда играл импровизации: он был сверх чувствительным и мог понять характер человека, его чувства в настоящем времени, передавая это в музыку. С фотографами тоже самое, только результатом есть не мелодия, а фото.
По моему мнению, главное в портрете – это настроение и душа портретируемого, то, какие эмоции он вызывает и атмосферу передает.
Конечно, чтобы сделать качественный портрет, нужно обладать техническими и профессиональными знаниями: как выставить свет в студии, как снимать на пленере\ при ярком солнце\с отражателем, как работать в редакторах, как подобрать удачный ракурс, правила композиции – все это полезные знания, которые дадут вашей работе качество и «правильность». Но вторая немаловажная вещь – это чувствительность фотографа, вкус, творчество и постоянное экспериментирование.

Давайте разберем эти понятия по порядку, и что я подразумеваю под ними.

Чувствительность и интуиция

Это не чувствительность к температуре воздуха, или эмоциональность. Это скорее что-то на уровне интуиции: когда ты не понимаешь, что делаешь, но делаешь это так, что клиент потом говорит: «это точно я и мой внутренний мир». То есть как будто отключаешься от всего внешнего, сосредотачиваешься на человеке - это и есть эмпатия. Это бывает только в настоящем творческом потоке, и достигать такого вдохновения иногда не легко. Так же, это умение идти на контакт с человеком, найти к нему подход. Счастливчики те, у кого это получается легко и просто, чуть ли ни с рождения. На самом деле, не просто за короткое время раскрыть человека, чтобы он выглядел естественно и непринужденно на фото, если ты видишь его впервые. Отчасти построение контакта это дело психологии, но не испытывайте иллюзий по поводу того, что если вы будете постоянно улыбаться, использовать открытые жесты и симулировать интерес к человеку – это сработает. Скорее наоборот, оттолкнёт.
Как фотографировать людей: психология + фотография.

Вкус и чувство прекрасного

Вкус - это понятие очень растяжимое и неопределенное. Человек, а которого нет вкуса никогда не поймет этого. А когда у человека от природы есть вкус – это необъяснимо. smile Я думаю, что все-таки вкус можно развивать, но только в тот момент, когда человек сам осознает, что он, возможно, не так хорош, и стоит немного подучится, узнать что-то новое, в конце концов – смотреть работы классиков, и впитывать в себя красоту. В этом плане главное не перегнуть палку: излишняя самокритика и сомнения в себе тоже не делает вас творческим или эффективным, а наоборот –разочаровывает в себе.

Творчество и эксперименты фотографа


Они необходимы для развития. Коммерческий фотограф должен периодически создавать свои проекты и делать съемки только ради воплощение образа, потому что на коммерческих заказах не развиваются, а просто хорошо делают свою работу. На творческих свободных съемках можно экспериментировать, пробовать новые ракурсы, схемы света, стили и эффекты. А потом уже использовать отработанные приемы в коммерции. Эксперименты важны, они построены уже на той базе знаний, которые у нас есть, но с добавлением творчества, креативности, открытого мышления и спонтанности.

Выводы.

Таким образом, фотографируя человека нужно обладать многими важными умениями, навыками и способности, которые не ограничиваются пределами фотографического искусства, а и включают в себя эмпатию, интуицию, и знания из психологии.